в общем, завершая истерический забег по стенам и потолку- истерический от острого чувства одиночества и невозможности поговорить об одном из самых любимых фантастических текстов всех времен и народов - имею сказать, что Прибытие и понравилось, и не понравилось
ибо в Прибытие и много, и крохотно от Истории твоей жизни
многаслов и спылеровкрохотно собственно фантастики и бесконечно прекрасного, утонченного, каллиграфически изысканного и непогрешимого в своей самостной гармонии концепт-мышления Чана
физику из фильма исключили как класс: ни одного эксперимента, ни одной мысли по профессии и призванию от реннера (игравшего героя-физика) за весь фильм. и для концепт-основы ИТЖ - это трагедь
но ладно физику послали нах - лингвистику загнали в резервацию бородатых филологических анекдотов типа легенды о кенгуру
в какой-то момент фильм тупо сбился на нарратив научпопа, что в принципе обозначило бессилие режиссера и сценаристов визуализировать когнитивные процессы привлекательно и доступно
в общем, со стороны фантастики, лингвистики, когнитивистики Прибытие - полный ахтунг
но!
но Прибытие очень красиво и поэтично визуализировало другую составляющую ИТЖ - собственно историю
все-таки великолепие ИТЖ не только и не столько в фантастической, когнитивной и визионерской составляющей, а в том, что это удивительная человеческая история, притча о человеке и времени, человеке и воле
и вот эту субъективную и философскую историю Истории Прибытие рассказало и показало в полной мере
так только во время просмотра я поняла, почему чан выбрал именно такую подачу идей, такой нарратив в ИТЖ, почему собственно история жизни в тексте о прозрении нелинейности времени
потому как, сколь бы не была привлекательна власть над временем, гомогенность прошлого, будущего и настоящего в сознании, именно течение жизни, От и До и делает нас людьми
и если отвлечься от чана
Вильнев снял очень человеческую историю, и в масштабе одного человека, и в масштабе человечества
геополитика, правда, далась ему сложнее биографии - китайская малина кустилась особенно бурно
но стремление вильнева придать в общем-то глубоко концептуальной и посему нематериальной истории ИТЖ осязаемость и проживаемость вполне зачетна
очень красивая визуализация семографем гептаподов
очень красивая и очень про-китайская
синоложества в Прибытии, повторюсь, в достатке
впрочем, это как раз вполне в духе ИТЖ)))
и в продолжении не о чане))
что вильневу удалось, так это выдать эмоциональную фактуру прибытия=пришествия
в этом отношении фильм четко созвучен солярису, одиссеи, интерстеллару - завораживающий страх и леденящий восторг, неодолимое притяжение чуждости и агрессивная ксенофобия, чудо открытия и параноидальная власть шаблонов
лаконичный peble-дизайн кораблей весьма вкатил
а вот гептаподов слишком антропировали
нет, они не были человекоподобны - слава богу - но вся их каноничная радиальная симметрия была похерена ярко выраженной фронтальностью
да и сама отчетливая привязка к образу головоногих не совсем кул с точки зрения канона, но красиво вышло и народу понятно)))